среда, 6 августа 2008 г.

Намаз – опора религии

Хвала Аллаху, открывшему сердца последователей Ислама для Истины и закрывших для нее сердца чинящих несправедливость. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Посланник. Да благословит его Всевышний и приветствует, а также его сподвижников и членов его семьи.

О люди, бойтесь Аллаха должным образом, поскольку богобоязненность самое выгодное приобретение, а покорность Всевышнему - самая высокая честь. Лучшее, что может приобрести человек - вера в Аллаха Всевышнего и Его пророков (мир им), а после этого - соблюдение обязанности совершения ежедневной пятикратной молитвы.

В хадисе сказано: «Из всех поступков Аллах любит больше всего вовремя выполненный намаз». Выражение, вынесенное в заголовок проповеди, также взято из высказываний Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Намаз является одним из столпов Ислама и потому предписан для совершения всеми мусульманами. Аллах Всевышний в Священном Коране приказал верующим: «Выполняйте молитву и выплачивайте закят (очистительную милостыню)» (2:110). Тот, кто совершает намаз так, как положено, получает за это большое вознаграждение.

Намаз также дает мусульманину успокоение и духовное очищение. Однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) спросил у сподвижников: «Если бы во дворе каждого из вас протекала река, то после омовения в ней по пять раз ежедневно заметили бы вы на себе какую-нибудь грязь?» «Нет, не осталось бы абсолютно ничего», - ответили сахабы (да будет доволен ими всеми Аллах). И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Подобно этому, с помощью пятикратного намаза по Воле Аллаха Всевышнего стираются ваши грехи».

Сказано в Коране: «Поистине, намаз предписан верующим в определенное время» (4:103). Тот, кто пропускает или не совершает его вовремя без уважительной причины, берет на душу большой грех, и если он не покается в этом и не прекратит поступать подобным образом, то получит за это наказание и мучения в Аду. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Тот, кто не исполняет намаз, получит большое наказание» и «Пропустивший один намаз, подобен тому, кто потерял всю свою семью и богатство».

Неразумно отказаться от совершения намаза, ссылаясь на то, что кто-то другой этого не делает. У каждого человека есть ангел, который записывает все его поступки в специальную книгу. Получив ее в Судный День, мусульманин обрадуется, если соблюдал в этой жизни все, что положено, и совершал хорошие поступки, а грешник огорчится, вспомнив о своих неблаговидных поступках. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Когда мусульманин совершает свой намаз ради Аллаха, его грехи спадают с него, как опадают листья с дерева».

Один из аулия (приближенные к Аллаху верующие) Ибн Солихи рассказывал, что однажды он представил себе, будто находится в Огненной геене и поглощает плоды адского дерева Зуккум, капля сока которого способна испортить все на этой земле, а затем, давясь гноем, он проваливается сквозь раскалывающуюся землю в вечно пылающее пламя. Но после этого Ибн Солихи представил себя в Раю, вкушающим удивительно приятные плоды. Тогда он задал самому себе вопрос, какой же путь ему избрать? Ответ был очевиден.

Намаз лучше совершать вместе с другими мусульманами (групповой намаз - джамаат). Также желательнее молиться как можно чаще в мечети.

Во время намаза человек должен думать только о совершаемой молитве и иметь намерение совершать ее лишь ради Аллаха Всевышнего. Ему не следует размышлять о земных проблемах, его должно интересовать только будущее: быть может, после этого намаза он умрет, ибо никто из людей не знает, когда закончится жизненный путь каждого, и человек предстанет перед Судом за те поступки (хорошие или плохие), которые он совершил в своей жизни. В хадисе сказано: «Тот, кто заботится о своем пятикратном намазе, внимательно и как следует совершает вуду (омовение), рукуа (поясной поклон), саджуд (земной поклон) и так далее, то Рай становится для него обязательным, а Ад — запретным».

Однажды Асам спросил у вали (ед. ч. от аулия) Хатима Захида Балхы, как тот выполняет намаз. «Когда час обязательной молитвы приближается, - ответил вали, - я старательно совершаю омовение. Встав на намаз, представляю Каабу впереди себя, мост Сырат под моими ногами, Рай - справа, а Ад слева от меня, ангела смерти над моей головой. Я думаю, что это последний намаз в моей жизни, так как вполне вероятно, что мне больше не представиться возможности помолиться. И только один Всевышний знает, что происходит в моем сердце. Затем я говорю: «Аллаху Акбар!» с полной покорностью и читаю Священный Коран, вдумываясь в его значение. Я совершаю рукуа и сажда с полнейшей смиренностью и подчинением. А завершаю намаз, надеясь, что Аллах примет его по Своей Милости, но в то же время боясь, что молитва может быть отвергнута».

Услышав это, Асам спросил, с какого времени он выполняет намаз таким образом. «В течение последних 30 лет», - ответил Хатим. Тогда Асам, заплакав, сказал: «Ни разу в жизни мне не посчастливилось совершить хотя бы одну подобную молитву!»

Аулия выполняют все повеления Всевышнего. Они совершают намаз вовремя и стараются делать это, как только приходит соответствующее время. Это приносит им большое удовольствие и удовлетворение. Если бы сильные мира сего знали о подобном чувстве, они сражались бы, желая овладеть им. Эти выдающиеся люди стараются выполнять все намазы - и фард (обязательный пятикратный намаз), и сунну (дополнительный, очень желательный намаз).

Так, один человек получал огромное удовольствие совершения молитвы. Он как будто сердцем был связан с намазом. Однажды ему пришлось уединиться в лесу. Он настолько погрузился в молитву, что простоял на месте в течение целого месяца. Взор его был на небесах, он не чувствовал, если кто-то прикасался к нему. Сердце этого человека не было привязано к земным богатствам. Люди, видевшие его стоящим в лесу, жалели его, считая, что он мучается. Они думали, что он голоден и приносили ему пищу, однако он не прикасался к ней. Им казалось, что он страдает от жары, и они соорудили над ним шалаш. Но он не замечал всего этого. Этот человек - один из аулия - думал только о будущей жизни, полностью проникшись мыслями о ней.

Однажды, когда вали Зейнул Абидин совершал намаз, загорелся его дом. Все люди выбежали из него и стали звать Зейнул Абидина, но он, отрешившись от всего, ничего не замечал. И огонь, достигнув места, где он молился, прекратился. Позже, когда его спросили, не почувствовал ли он жара пламени, Зейнул Абидин ответил: «В это время я думал об огне, который горит в Аду».

Другой случай. Во время намаза в одного из сахаба (да будет доволен им Аллах) выстрелили из лука, но он почувствовал стрелу в своей спине только после того, как закончил молитву.

Сердца пророков (мир им) связаны с намазом больше, чем сердца аулия, потому что они - лучшие из людей. Но во время намаза их внимание не отключается от окружающего мира, потому что им необходимо постоянно находиться в контакте с людьми, чтобы учить их истинной религии.

Тот, кто хочет получить от намаза удовольствие, должен стараться так же, как аулия. Тогда светлое чувство будет доступно и ему.

Мы должны благодарить Создателя за то, что Он даровал нам такое счастье - возможность совершать намаз. Пока не поздно, человек должен выбрать путь спасения и идти по нему, соблюдая повеления Аллаха Всевышнего, стараться не грешить и совершать только хорошие поступки.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если бы окружающие знали то, что я знаю, они перестали бы смеяться и больше плакали бы». Потому что по Воле Аллаха он видел, как много людей мучается в Аду, неся справедливое наказание за свои грехи.

Человек же, идущий по пути соблюдения Шариата, ниспосланного Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), будет спасен в Судный День. Сказано в Коране: «Им заповедано было поклоняться только Богу, служа Ему искренне и усердно, совершать молитву, отчислять закят: в этом состоит истинное благочестие» (98:4).

Да простит Аллах Всевышний всех верующих и избавит нас от наказания в Аду! Аминь.

Комментариев нет:

ašhadu ʾan lā ilāha illā-llāh, wa ʾašhadu ʾanna muḥammadan rasūlu-llāh

ašhadu ʾan lā ilāha illā-llāh, wa ʾašhadu ʾanna muḥammadan rasūlu-llāh
I testify that there is no god worthy of worship but God (Allah), and I testify that Muhammad is the messenger of God.